Словарь. Турбийон

Часовщики любят повторять: есть четыре вещи, на которые можно смотреть бесконечно: как горит огонь, течет вода, работают другие и вращается турбийон. Клиенты, желающие купить часы с турбийоном, возможно, и не разбираются в механизме, но о престиже его наличия знают. Разбираемся, что это за устройство и почему часы с турбийоном стоят дороже.

Определение

Турбийон (от французского «tourbillon» — вихрь) — это механизм, компенсирующий силу притяжения Земли. Устройство состоит из баланса, анкерных вилок и колеса. Колесо баланса и спусковой механизм устанавливают на специальную вращающуюся платформу, которая, вращаясь вокруг оси, меняет центр тяжести всего механизма. Точность хода часов с турбийоном составляет: —1/+2 секунды в сутки.

Создание

Первый турбийон изобрел Абрахам-Луи Бреге (основатель компании Breguet) в 1795 году. Часовое сообщество изобретение оценило, но от создания воздержалось вплоть до конца XX столетия. Виной тому большое количество деталей и габариты, которые не умещались в миниатюрном корпусе наручных часов. 

Турбийон очень сложен в изготовлении — сам Бреге собрал всего 30 подобных механизмов. Даже сейчас механизм весом всего несколько карат может состоять из нескольких десятков деталей, а иногда доходить и до сотни.

Турбийон был придуман для карманных часов, большую часть времени пребывающих в вертикальном положении. Именно поэтому шли споры о его эффективности в наручных часах, которые хозяин часто перемещает в горизонтальную плоскость, положив руку за стол или на руль автомобиля. Решением должен был послужить двухосевой турбийон, который двигался бы и по горизонтали и оборачивался по вертикали.

Виды турбийонов 

1

Двухосный турбийон был изобретен и запатентован в январе 1977 году Энтони Рэнделлом. Как понятно из названия, этот турбийон имеет две оси, вокруг которых он вращается, и каждая из которых, в свою очередь, совершает полный оборот за одну минуту.

В 2003 году, вдохновленный этим изобретением, молодой немецкий часовщик Томас Прешер разработал для Thomas Prescher Haute Horlogerie первый двухосный турбийон в карманных часах, а в 2004 году первый двухцилиндровый турбийон с устройством постоянной силы в каретке в наручных часах.

 

 

2

Независимый часовой мастер Аарон Бексей в 2007 году создал первый в мире механизм с трехосным турбийоном для наручных часов. Часы Primus были представлены на выставке Baselworld-2008 в Базеле. В механизме турбийона три оси, причем внешняя каретка имеет уникальную форму, с помощью которой можно использовать подшипники из драгоценных камней вместо обычных шариковых.

Учитывая размеры и уровень сложности такого механизма, это техническое решение можно назвать уникальным.

 

 

3

Роберт Гробель и Стивен Форси вошли в условный «зал славы» мастеров часового искусства, создав Double Tourbillon 30° (DT30) — часы с двойным турбийоном. В двойном турбийоне одна каретка совершает полный оборот за одну минуту под углом 30° и располагается во второй каретке, которая вращается со скоростью один оборот в четыре минуты. В 2005 году Greubel Forsey представили Quadruple Tourbillon à Différentiel (QDT), где использованы два двойных турбийона, работающих независимо друг от друга. Турбийоны вращаются в противоположных направлениях, дополнительно сглаживая погрешности хода, связанные с положением часов в пространстве. 

 

 

4

Парящий турбийон. Турбийон обычно закрепляется с двух сторон — в верхней и нижней частях — с помощью моста или крана. Парящий турбийон предстает перед владельцем во всей своей красе, так как ось крепится к мосту только снизу. Сделать такой турбийон чрезвычайно сложно. Каретка со спусковым механизмом — весьма тяжелый узел, если крепить его в одной точке можно получить погрешности в ходе. Первый парящий турбийон был разработан Альфредом Хельвигом в 1920 году. Сегодня можно выделить парящий турбийон компании Ulysse Nardin в часах Royal Blue Tourbillon, верхний мост которого прозрачен, отсюда возникает впечатление, что детали механизма как будто парят в воздухе.

 

 

Прочность

Так как главный недостаток турбийона — хрупкость, компании вынуждены экспериментировать с материалами: искать новые, более легкие, надежные, устойчивые к перепадам температур и магнитным полям сплавы. Jaeger-LeCoultre в 2007 году представила сенсационный турбийон Master Compressor Extreme LAB. В механизме практически все изготовлено из принципиально новых материалов — изиума, кремния и монокристаллических черных алмазов. Это первые часы, которые не нуждаются в смазке. 

О прочности часов с турбийоном задумался и Ришар Милль: часы RM 001 были оснащены мостом турбийона из прозаического титана, который еще и выполнен в форме амортизирующей удары «гармошки», динамографом и индикатором положения заводной головки. Позднее Милль изумил мир моделью RM 009-1, вес которой без ремешка составляет менее 30 граммов. Это не только самый легкий турбийон, но и одни из самых легких механических часов в мире. В них все сделано из титана, карбона, а крепления механизма — из каучука. Милль хотел, чтобы его любимый гонщик Филипе Масса не снимал часы даже во время гонок и те легко переносили вместе с пилотом космические перегрузки на трассе.

Первоначально турбийон создавался для точности часового хода. Сегодня механизм демонстрирует виртуозность часового дела, престиж и красоту.