Словарь. С чего начинается тиканье

Узел спуска — любопытный звучащий механизм, без которого не было бы самих часов.

Именно он отвечает за точность хода и работает каждую секунду: колебание маятника освобождает спусковой механизм, который переходит в движение, и как только следующий зуб шестерни блокируется поверхностью, механизм на долю секунды «останавливается». Этот непрерывный процесс сопровождается тиканьем — сигналом того, что часы исправно работают.

Именно изобретение спускового механизма дало возможность создать все типы механических часов. В хронологии изобретения узла спуска много белых пятен: еще с древних времен почти каждый ученый предлагал свой вариант или усовершенствовал предыдущие. Гипотезы рождались параллельно в разных странах, их оспаривали, заимствовали, совершенствовали и так далее.

Около 1660 года англичанин Роберт Гук изобрел спуск с якорем (анкерный спуск), который стал самым распространенным и использовался вплоть до конца XIX века. Его преимущество состоит в сокращении амплитуды колебаний маятника до 3-6 градусов — благодаря этому и появились длинные узкие напольные часы. Однако анкерный спуск сильно расходовал энергию и повышал износ всего механизма, эти недостатки были устранены в спуске Грахама. Его изобрел Томас Томпион в 1675 году. Затем были изобретены штифтовые спусковые механизмы (пригодные для больших башенных часов), «рычажные», дуплексные, кузнечковые, гравитационные, коаксиальные и другие. Все эти изобретения родились потому что производителей не устраивала точность анкерного спуска. Конечно, у мастеров прошлого столетия не было всех тех возможностей, какие существуют в наше время, поэтому основные изменения в спусковом механизме пришлись именно на последние десятилетия.

Так Audemars Piguet создает современные спуски Робина, Ulysse Nardin работает над дуплексным ходом двойного действия, а Omega перешла на коаксиальные спуски Джорджа Дэниэлса. Все это требует долгих лет проработок, исследований, тестов и улучшений, однако результат стоит того, чтобы ждать.